BARPRO.ru

Дайвинг обучение

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Дайвинг на Ладоге 2009

Дайвинг на Ладоге 2009


Дайвинг на Ладоге (Ладожском озере)Вступление: В этот раз, как и обычно (ежегодно), желающих поехать нырять, на Ладогу было гораздо больше возможного размещение на корабле. Поедешь с нами нырять на Ладогу? Такой вопрос обычно звучит среди дайверов. А что такое погружение на Ладоге?- это самый распространенный вопрос, который задают дайверы, вот на него я попытаюсь и ответить.

 Оставив Белокаменную вечером, с весёлым гудком паровоза, под стук колёс, обмениваясь новостями и знакомясь,  мчимся в северную столицу. В Питере рано утром нас ждал вместительный автобус Мерседес, готовый доставить нас с комфортом с огромным количеством снаряжения, в город Приозерск, где базируется наш легендарный Одиссей – дайверское судно, специально оборудованное для дайвинг сафари по Ладожскому озеру с небезызвестным капитаном Михаилом и его морским помощником Евгением. В городе Приозерск мы обычно делаем экскурсию в историческую крепость «Карелла», после чего загружаемся на судно. В эту поездку нами было запланировано, помимо Ладоги, посещение Мраморного карьера в городе Сортавала, поэтому первым погружением было посещение острова Кильпола, путь до которого занимает примерно 1.5 часа.  Мы привезли из столицы отличную погоду, и наш путь прошёл до Кильполы практически при полном штиле.

Дайвинг на Ладоге КильполаКильпола – это остров, который  является западной частью Ладожских шхер, и связан мостом с материком. На острове Кильпола находится озеро Витсалампи и ещё несколько небольших озёр. Остров имеет богатую историю, на нём располагались поселения Карел, одни из самых древних в северной Ладоге. В годы советско-финской войны Кильпола стала местом ожесточенных боев. Через остров в августе 1941 года была развёрнута эвакуация двух окруженных финнами советских дивизий. В ходе этих боев советская сторона понесла большие потери. До сих пор в бухтах Сорталахти (Чертова) и Ойтсунла напротив острова Петросари можно найти остатки времен второй мировой войны, хотя многое уже подчищено. В воде недалеко от берега затоплена грузовая баржа. На берегу можно было также обнаружить боеприпасы и прочие свидетельства некогда ведшихся здесь военных действий, что послужило поводом для всеобщего развлечения любителей взрывчатых веществ. Но в 2001 году это было пресечено военными, проведшими здесь работы по уничтожению боеприпасов.
 Грузовая военная баржа и есть главный объект наших  погружений. Естественно, всё уничтожить военным так и не удалось, в 50-100 метрах около баржи разбросаны снаряды разного калибра, гранаты, патроны и т. п.. Сама баржа представляет собой полу-остов длинной 10-15 метров, на дне которой ещё можно увидеть остатки частей обозов, лошадиных сбруй, упряжек, телефонных шнуров и разные остатки обмундирования военного времени. В прошлом году, нами, с баржи были подняты два первых полевых фонических телефона УНА Ф-27 и переданы в радио-музей РКК.
 Погрузившись на баржу, было отмечено, что год за годом, всё   меньше и меньше можно увидеть остаток событий тех времён. Какое  же было разочарование, когда в конце второго дайва, одним из наших дайверов,  по неосторожности и  естественно по причине своей ветхости была утеряна, найденная печать в составе истлевших документов, а точнее её штемпельная часть. Я думаю эта печать, пролила бы свет на исторические события 123 воинской дивизии, отступавшее под натиском Финнов в районе Кильполы , но к сожалению, не до конца раскрытая часть истории была похоронена на дно Ладожского озера скорее всего навсегда, т.к. в месте где была утеряна, глубина составляет 13 метров с видимостью 2-3 метра. Погода была солнечной, поэтому большая часть баржи можно было увидеть без подводного фонаря, что внесло в погружения максимальный комфорт, не учитывая температуру воды,  которая держится в пределах 4-6 градусов и ограничивает погружения 20-30 минутами. Видимость в районе затопленной баржи составляет местами 2-5 метров.  На входе в бухту находится остов полуторки ГАЗ-АА  времён великой отечественной войны и неизвестная происхождения 500 килограммовая пушка, которую в своё время, была поднята нами в районе оборонительных островов Хейнясемаа, и в виду незаинтересованности музеев была погружена на глубину 9 метров в бухте. Т.к. наша программа в этот раз была очень насыщена, сделав два дайва на барже и  вооружившись небольшим количеством гильз от патронов в виде трофеев, мы начали переход в район города Лахденпохью к реку Севастополь.

Дайвинг на Ладоге СевастопольРек Севастополь - находится в шхере в районе города. Лахденпохью около затопленного бетонного понтона в 10 метрах от берега. Севастополь - это экспериментальное военное судно, длинной примерно 60-70 метров, на палубе которого находится авиационный двигатель с пропеллером из узких лопастей, смещённый по левой стороне воздухо-забор, размером 2 метра, по всей видимости, нагнетающий воздух внутрь корабля, электрические лебёдки и дизельный двигатель, надстройки. Носовая часть корабля находится в 1-2 метра от поверхности, а корма начинается с 12 метров.
К реку Севастополь мы подошли уже в к 9 вечера, как и было, запланировано. Пришвартовавшись к понтону, был произведён его обзор на наличие гнёзд чаек. В этом году их было всего три, и уже в некоторых вылупились, а в других проклёвывались птенцы. Природа имеет свой строгий временной цикл. Ночной дайв, собственно, если быть уже более точным – вечерний, т.к. на улице уже темнее не будет – Белые ночи, солнце ещё стоит на горизонте за макушками деревьев. В этом году Ладожское озеро поднялось примерно на метр, скрыв рейлинги Севастополя полностью под воду. В том году и позапрошлом рейлинги выступали из воды примерно на тридцать сантиметров, давая чёткое представление о положении корабля. Я погружался на Севастополь уже 5 раз, поэтому имел чёткое представление об этом реке, проинструктировав основную группу о погружении, мы решили в составе трёх человек сделать проникновение внутрь. Видимость на реке всегда 1-2 метра, что затрудняет его осмотр. Дайвинг на Ладоге СевастопольВооружившись мощным подводным светом, ходовиками, мы прошли по средней палубе, и вышли  в районе кормовой надстройки. Осмотр показал, что перед затоплением, всё, что можно было снято с корабля, об этом свидетельствует снятое оборудование, а точнее места их установки с множеством труб и клемм, и пустые помещения. Особо отмечу, что при проникновении очень сложно ориентироваться, т.к. проходы петляют из стороны в сторону и поднимаются по надстройкам и малейшее неосторожное движение поднимает сильную взвесь, а наличие острых оторванных труб делает проход опасным. Для желающих пройти внутри корабля требуется особая подготовка, поэтому не советуем пытаться проникать внутрь корабля без специальной подготовки. Вернувшись на палубу, сразу наткнулись на авиационный двигатель, который грациозно восстоит в средней части судна. В лучах фонарей кажется, что он готов при подъёме на поверхность мгновенно вступить в свою работу, уж очень он хорошо сохранился.
Закончив погружения на Севастополе, мы перешли на ночёвку к «Золотой рыбке», чтобы на берегу пожарить шашлык, посидеть у костра и немного размять ноги на суше. Солнце ещё освещало оранжевым светом макушки деревьев, и было совершенно не похоже на то, что уже полночь.


Дайвинг на Ладоге СевастопольРек «Золотая рыбка» - Находится в шхерах в районе г. Лахденпохью. Представляет собой отсек подводной лодки, типа «Варшавянка», который использовался в опытных целях на секретном военном полигоне, который находился там же в 70-80 г. прошлого столетия. Верхняя часть отсека находится на глубине 5,5 м, нижняя часть – на 19 м, длина отсека – около 25- 30 м.
Рано утром пошёл дождь. Погода может меняться по несколько раз на дню, таков уж уникальный климат Ладожского озера. Дождь не помешал нам сделать один дайв, как и было в наших планах. С остова отсека был поднят огнетушитель, который датировался изготовлением и опрессовкой 1967года. Отсек, а скорее его внутренняя крепкая часть не представляет особого интереса, т.к. проникновение внутрь не возможно, всё заварено, лишь по многочисленным трубам можно догадаться о том, что с ним производили гидро-испытания. Район шхер города Лахденпохью, характерен на подходе своими большими глубинами порядка 100 метров, и не даром,  был облюбован нашими военными для базирования и испытания там подводных лодок. Попрощавшись с Севастополем и «Золотой рыбкой» мы продолжили свой вояж по Ладоге и начали переход на Валаамский архипелаг.

Дайвинг на Ладоге Валаам

Дайвинг на Ладоге ВалаамВалаам

- Красивейшее культовое место Северной Ладоги, раскинувшееся на одноименном архипелаге, состоящем почти из четырех десятков островов. При подходе в Монастырскую бухту «с моря» путешественника встречают величественные строения Спасо-Преображенского мужского монастыря, который вот уже шесть столетий охраняет эти северные берега и является местом паломничества верующих со всей страны и ближнего зарубежья.
Швартуемся у основного причала, на что нам заранее дано благословление нашему Одиссею и капитану. Экскурсия по Валаамскому монастырю под дождём и проход к Никольскому скиту, в котором поставили свечи на службу, рассказ экскурсовода,  и окунувшись в историю и приобретя несколько монастырских сувениров  и оценив подарок В.В. Путина монастырю яхту «Паллада» мы двинулись в г. Сортавала. На выходе с Валаама нас ждал дайв с поиском «Казанки» с мотором, которую утопили две недели назад знакомые нашего капитана. Естественно поиски «Казанки» не увенчались успехом, т.к. найти «где то здесь примерно…» практически не возможно. Нами был обследован  достаточно грамотно с использованием спиралевидного поиска в составе 10 дайверов, но в условии видимости в 3 метра в полной темноте на глубине 18 метров, это всё равно, что искать иголку в стоге сена. Согревшись, горячим чаем, который постоянно употреблялся на протяжении всей поездки, мы двинулись в Сортавалу, где нас ждал «Мраморный карьер». В этом году в поездку на Ладогу было запланировано обязательное посещение Мраморного карьера, поэтому пришлось пожертвовать Канивецким монастырём, островом Путсаари и некоторыми другими достопримечательностями Ладожского озера, которые мы посещали ранее.

Дайвинг на Ладоге СортавалаПрибыв поздно вечером в г. Сортавала, мы сделали ознакомительную прогулку по его окрестностям. 12 июня на улицах было шумно, и неторопливые гуляние местных жителей, поражали своей массовостью, общие впечатления о Сортавале оставили отпечаток, о том, что это скорее Финский город по своей архитектуре, изрядно подпорченный строениями Советского периода.
Проснувшись рано утром, собрав всё дайверское снаряжение, мы загрузились в два автобуса Мерседес и двинулись  к Мраморному карьеру. Недалеко от карьера есть горный водопад, и заброшенная Финская электростанция на них мы сделали остановку, дабы насладиться впечатляющим пейзажем шумной и быстрой горной реки.

Дайвинг на Ладоге Сортавала
Горный парк «Рускеала» Мраморный карьер

Горный парк «Рускеала» Мраморный карьер
Недалеко от города Сортавала (Карелия) около деревни Рускеала расположены живописные мраморные карьеры. Сейчас лишь часть карьеров используется для промышленной добычи мрамора, а часть – заброшена и затоплена. Однако карельская природа и деятельность человека придали этим местам своеобразие, живописность, что, несомненно, привлекает в эти места туристов. Один из заброшенных карьеров представляет сейчас музей под открытым небом. Он специально приспособлен для посещения туристами – оборудована ограждениями тропа для экскурсий, организован прокат лодок.
«Горный парк Рускеала», созданный в 2005 году, становится все более популярным местом для изучения индустриальной истории живописного карельского края. Именно здесь долгое время добывался мрамор для соборов и дворцов Санкт-Петербурга и других городов.
Самые первые разработчики Рускеальских залежей мрамора – шведы. В конце XVII века ресурсы карьера использовались для строительства местных зданий, для жжения строительной извести. С окончанием Северной войны фельдмаршал князь Бутурлин, получивший от Петра земли местного церковного прихода, поселил здесь крестьян из центральных районов России. Однако разработка карьер не велась до 1769 года. Именно тогда Екатериной II был подписан специальный указ, положивший начало возобновлению работ. Столице нужен был мрамор для строительства соборов и дворцов.
Горный парк «Рускеала» Мраморный карьерРускеальский мрамор использовался при сооружении Исаакиевского собора, изготовлении наличников окон Мраморного дворца, облицовке южного фасада Михайловского замка, оконных досок зимнего дворца, сооружении постамента памятнику Петру перед Михайловским замком, Орловских ворот, фризы Екатерининского дворца.
В 1840 гг. добыча Рускеальских мраморов для Петербурга практически прекратилась с окончанием строительства Исаакиевского. Государственные заказы закончились. Если работы и велись, то, в – основном, не для декоративно-облицовочных целей, а для жжения строительной извести, которая применялась как стройматериал.
Добыча мрамора в подземных и открытых выработках в последней трети XIX – первой трети ХХ веков велась буровзрывным способом. В забоях делали шпуры диаметром 30 – 35 мм, глубинной 1 – 3 м, наполняли их порохом и взрывали. Огромный каменный блок при этом полностью разваливался на куски различных размеров. В 30 –е годы XX века стал использоваться перфораторный метод, при котором применяется сжатый воздух, нагнетаемый в перфоратор паровой машиной.
Любопытно, что подземные выработки проходили практически без крепления сводов и стен, что объяснялось низким образованием трещин и устойчивостью пород к обрушению.
Мраморный карьер популярен у дайверов наличием многочисленный штолен и подводных пещер, пролегающих до 200 метров в горной породе.
В ярком свете солнца карьер завораживает своей грациозностью и прочным цветом зеленоватой воды. Оформив все документы у администрации, с обязательной росписью и указанием сертификата каждого дайвера и «налогом» в 200 рублей с человека мы, разбившись на отдельные группы, спустились по довольно крутой лестнице к своеобразному  причалу. И начали обзорные погружения в карьере. Видимость в карьере в это время года была практически нулевая, лишь в термоклине можно было более мене разглядеть подводные своды, очаровывавшие своими  огромными формами.

Горный парк «Рускеала» Мраморный карьер
Наткнувшись на вход в штольни с табличками, предупреждающими об опасности подводного проникновения и обследовав только входы, мы ограничили своё погружение, оставив время на наружный осмотр горного парка Рускеала. В Парке мы встретили коллег дайверов, от которых узнали, что идеальная видимость в карьере восстанавливается примерно после середины июля. Набив свои фотоаппараты изрядным количеством природных пейзажей парка, с многочисленным потоком туристов, и приобретя по ходу местные сувениры, изнывая от жары и солнца,  мы вернулись на наш «Одиссей» т.к. в этот вечер нами было запланировано посещение бани в   районе деревни Лумевара, до которой предстояло сделать ещё часовой переход. Помимо «нулевой» видимости, температура в Мраморном карьере стремиться к 6 градусам на глубине и 10-12 на поверхности
В последний день нашего сафари по Ладоге, было запланировано посещение Коневецкого монастыря, и погружение на колёсный пароход. Но планы пришлось поменять из-за проходящего шторма.  Мы перешли в район оборонительных островов и сделали экскурсию по Финским укреплениям на острове Хейнясемаа и Кугрисаари, завершив последним погружением наш вояж в проливе Кугрисаари, на дне которого находятся якоря и цепи с немецкого эсминца «Кит», а также часть его боезапаса и остатки приборов.
Дайвинг на ладоге, оборонные острова Хейнясемаа Видимость в проливе идеальная и, на мой взгляд, составляет порядка 20 метров, температура воды 5 градусов.
Довольные и счастливые мы вернулись в Приозерск, где нас ждал трансфер до Московского вокзала, с планами обязательного посещения Мраморного карьера в этом году.

 

 

 

 

 

 

Дайвинг на ладоге 200, наша команда

P.S. Поездка на Ладожское озеро ежегодно организовывается в выходные, захватывая праздник 12 июня, чтобы без отгулов захватить 4 дня поездки. Мы имеем многолетний опыт организации дайвинг – экскурсионного сафари по Ладоге. Если вы хотите поехать с нами, советую записываться заранее, количество мест ограничено и, как правило, к этим датам, количество желающих превышает возможности. А для тех, кто собирается поехать впервые, мы рекомендуем брать тёплые вещи, куртки, утеплители, рассчитанные на температуру воды 4 градуса.

 

Посмотреть фотоотчёт Ладога 2009

Автор: Сергей Фонарев

При использовании материалов ссылка на сайт Barpro.ru - обязательна!

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Новости журнала InVertum


Где вы покупаете дайвинг снаряжение?
 

Фотогалерея


Рублёвское водохранилище
Рублёвское водохранилище...